Размышления французского композитора и пианиста Николя Челоро в День народного единства

Notre Dame de Kazan

Размышления французского композитора и пианиста Николя Челоро в День народного единства

Поздравляю всех с праздником Казанской иконы Божией Матери, который был провиденциально избран и гражданским праздником в России! Днем, когда в российском гражданском обществе отмечается жизненно важный динамизм – единство народа!
Все мы знаем, когда организм жив, в нем проявляется единство различных его компонентов — клеток, органов, способных обеспечить его жизнеспособность. Динамизм этих отношений, объединяющих части организма друг с другом, и есть то, что мы называем жизнью.
И жизнь эта берет свой источник не только в реалиях нынешнего мира.

Праздник Казанской иконы Божией Матери напоминает нам, что источник животворящего единства – Сама Жизнь Святой Троицы, явившаяся во Христе. Ибо Бог явил Себя Сам, без посредника. Став человеком, не переставая быть Богом, Он буквально отдал нам Свою Жизнь на древе Креста. И эта Жизнь спасает нас от нашей конечности, а также дает нам единство, которое исходит от Него, делая нас мало-помалу участниками иного мира уже здесь, на земле. И когда мы принимаем этот Дар, умножая в себе духовные плоды, это совершенно меняет не только нашу жизнь, не только наше общество, не только историю нашей страны и ее облик, но и весь наш мир.

День памяти Казанской иконы Божией Матери естественным образом связан с праздником единения русского народа – в память освобождения Москвы и всей России в 16 веке от внешних врагов того времени – от польского вторжения. Таким образом, этот День призван объединить народ России при посредничестве Богородицы, Защитницы страны.

Вопрос, который мы можем задать себе сегодня: что, действительно, может обеспечить жизнеспособность единства российского народа? А также, что сегодня может дать России устойчивость ее цивилизации, ее культуры в наше очень трудное время, как это было в прошлые века? А также – кто сегодня внешние враги России, от которых она должна освободиться? И даже – кто является ее внутренним врагом, угрожающим устойчивости ее единства и ее культуры?

Этот день напоминает нам, что на протяжении всей истории России единство русского народа заключалось в его единстве в Самом Боге, Который и есть Жизнь, и это дало русской цивилизации быть такой, какой она была и есть. Отсюда, возможно, уникальное и весьма специфическое имя, связанное с Россией, — имя «Святая Русь»! Действительно, мы никогда не слышали такого выражения, когда говорим о других странах… ни Святой Швейцарии, ни Святой Италии, действительно, не существует!

А разве сегодня по-другому? Конечно, нет! В то время, когда единству России угрожают упорные внешние враги, которые пытаются создать политические плацдармы, а их кандидаты поддерживаются, создаются и субсидируются иностранными державами… А как насчет врагов изнутри? По существу, именно те, кто пытается продвигать внутри страны внешнюю по отношению к России культуру, в данном случае — массовую культуру, подражающую западной и американской культуре, с ее вульгарностью, меркантильностью и отупляющим характером, удерживают человека своими импульсами в узком кругу, а также в глухоте к звукам, исходящим от Горнего. Есть и те, кто пытается пропагандировать чуждую христианству культуру, вплоть до пропаганды чудовищного, так называемого, «современного» искусства или даже откровенно сатанинского.

Внутренние враги России действуют коварно, даже обманчиво, поняв, насколько важна область культуры для воздействия на менталитет, исподтишка распространяют свое пагубное влияние вглубь на русское общество. Потому что, как писал Достоевский, «красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» («Братья Карамазовы», Кн. З, гл. III). Будем молиться, что последнее слово не останется за этими внутренними врагами России, и, возвращаясь к еще одной цитате великого русского писателя, будем надеяться, что… «мир спасет красота»! По заступничеству Казанской Божией Матери!

На фотографии — Николя Челоро после Божественной Литургии в Казанском соборном храме города Суздаля.
Ph — Vlad Eltsov